ЛИТЕРАТУРА ПО ФИЛОСОФИИ И ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

В. С. НЕРСЕСЯНЦ (ИГП АН СССР). Выступление на Круглом столе «О понимании советского права» // Советское государство и право. 1979 № 7. С. 70-72. (Ознакомиться со всеми выступлениями на круглом столе можно здесь, скачав pdf-файл)

Для дальнейшего совершенствования как общего определения права, так и по­нимания советского права важное значение имеют различение и соотношение права и закона, учет диалектических взаимосвязей свободы, права и закона (законода­тельства). Понятие «свобода» диаметрально противоположно понятиям «произвол», «своеволие», «насилие» и тесно связано с понятиями «право», «правопорядок», «законность» и т. д. В условиях государственно-организованного общества свобода возможна и действительна лишь как право, имеющее законную силу. Маркс под­черкивал, что «юридически признанная свобода существует в государстве в форме закона». Поэтому «действительный закон» (в противоположность злоупотреблению формой закона, произволу в форме закона) он характеризовал как «законодатель­ное признание свободы...», как «выражение права» 13.

 

В условиях взаимосоответствия свободы, права и закона законной силой обла­дает лишь норма, представляющая собой меру свободы. Ценность права как раз и состоит в том, что право обозначает сферу, границы и структуру свободы, вы­ступает как форма, норма и мера свободы, получившей благодаря законодательному признанию официальную государственную защиту. Эта свобода (и, разумеется, со­ответствующая мера свободы), согласно марксизму, обусловлена тем или иным уров­нем исторического развития, господствующим способом производства и носит со­циально-классовый характер. Отвергая идеалистический и антиисторический подход к проблемам свободы, права и закона и высмеивая иллюзорное представление о том, «будто закон основывается на воле, и притом на оторванной от своей реаль­ной основы, свободной воле...», Маркс и Энгельс в адрес сторонников подобных воз­зрений критически замечали: «Точно так же и право в свою очередь сводят затем к закону» 14.

Право формируется обществом, всей совокупностью общественных отношений, а не изобретается законодателем. «Законодатель же, — подчеркивал Маркс, — должен смотреть на себя как на естествоиспытателя. Он не делает законов, он не изобретает их, а только формулирует, он выражает в сознательных положительных законах внутренние законы духовных отношений».15 Фактический процесс правообразования (формирования норм права) не следует смешивать с формальным про­цессом законотворчества (с официальным признанием и формулированием норм права в качестве норм закона, с приданием нормам права законной силы). Правообразование — это процесс фактического складывания и признания тех или иных общественных отношений и взаимосвязей людей и их объединений в качестве «нормальных» и «правильных» (с точки зрения господствующих в данном обществе материальных жизненных отношений и соответствующих им идей, ценностей и т. п.), процесс социально-исторического формирования общих критериев, правил, масштабов, моделей, образцов и стандартов этой «нормальности» и «правильности» и, в конечном счете, их кристаллизация в соответствующие нормы поведения, дей­ствия и взаимоотношения людей. Причем общий, а не разовый, индивидуальный характер правовых норм, их социальная значимость, которую не следует смешивать со специальной (властно-принудительной) общеобязательностью норм закона, обусловлены и предопределены их общественной, социально-классовой природой.

Правовые нормы, социально-исторически складывающиеся в процессе проявле­ния, функционирования и внешнего оформления данного способа производства, представляют собой первичный прототип, арсенал и источник для последующих официальных нормативных формулировок, для норм законодательства. В социальном мире, как и в мире физическом, — при всей их громадной специфике, подлежа­щей учету,— те или иные формулировки (принципы, законы, положения, схемы, модели, нормы) именно потому являются реальным и эффективным инструментом, средством овладения действительностью, что соответствуют ее внутренним законо­мерностям и структурам (в том числе нормативно значимым), подразумевают за­коносообразность связей реальности и учитывают их.

В хронологическом (и генетическом) плане в принципе возможны следующие варианты соотношения процессов правообразования (формирования норм права) и законотворчества (формулирования норм законодательства): 1) правообразование предшествует законотворчеству; 2) законотворчество (в той или иной своей части) предшествует правообразованию (в этом случае законодательство само может стать одним из важных факторов процесса правообразования); 3) сочетание (в той или иной пропорции и взаимосвязи) элементов и моментов обоих вариантов.

Не останавливаясь подробно на особенностях указанных вариантов, отметим, что во всех случаях и из всех реально имеющихся правовых норм законной силой обладают лишь те, которые получили соответствующее официальное (государствен­ное) признание и защиту, благодаря чему стали общеобязательными. Следует так­же иметь в виду, что в условиях развитого правопорядка и законности нормы пра­ва (как социально-исторически обусловленные нормы, меры и формы свободы) в своей основной массе официально признаны в той или иной форме и обладают законной силой — силой норм законодательства. Иначе говоря, с точки зрения их законной силы, различение между этими нормами права и нормами законодательст­ва снято. Причем важно не только то, что правовой норме официально придано новое качество (официальная сила) и право стало законным, но и то, что в данном случае взаимосоответствия права и закона мы имеем дело с правовым законом: (с законом по существу, а не по названию, с содержательной характеристикой закона как официальной формы выражения права и свободы, а не только лишь о формальной трактовкой закона как акта соответствующего органа).

Вместе с тем снятие различий между правом и законом на уровне придания законной силы норме права не означает их отождествления, поскольку сохраняются другие уровни и аспекты их сопоставления (как сущности и явления, содержа­ния и формы и т. д.).

Творческая роль закона и в то же время его социальная ценность, регулятив­ная значимость состоят в адекватном, ясном и определенном формулировании в виде норм законодательства уже сложившихся или явно складывающихся (здесь уместен и учет тенденций дальнейшего развития) форм и норм права (мер свободы). Путем официального санкционирования такого рода объективно складывающим­ся нормам (нормативно значимым формам общественных отношений и т. д.) при­дается общеобязательный характер. Закон (законодательство) играет активную творческую роль не только в тех случаях, когда законодательство, предшествуя процессу правообразования, становится одним из существенных факторов данного процесса, но, несомненно, и тогда, когда речь идет об официальном признании уже в определенной степени сложившихся норм. И в этом случае законодательство — не пассивная регистрация наличных норм, а активный творческий процесс (анализ на основе науки, учета общественного мнения и т. д. нормативных аспектов дей­ствительности, тенденций их развития, отбор надлежащей нормы, ее точная формулировка, придание ей соответствующей законной силы, определение сферы ее дей­ствия, места в системе законодательства и т. д.). В результате этого, как и во вся­ком творчестве, появляется нечто новое — новые нормы законодательства, благодаря чему нормы права (меры свободы) получают официальное признание и приобре­тают всеобщий и общеобязательный характер.

Взаимосвязь свободы, права и закона недостаточно исследована в нашей ли­тературе. В 20—30-х годах в связи с анализом проблем сущности права, общего определения его понятия освещались и некоторые аспекты соотношения права и за­кона. Но в последующие годы эта проблематика оказалась вне поля зрения совет­ских исследователей: принятое в конце 30-х годов определение права по сути дела под правом имело в виду законодательство. С критикой данного определения права неоднократно выступали многие ученые в советской и зарубежной социалистиче­ской литературе. При всем различии их позиций приверженцы более «широкой» концепции права видят главный недостаток ныне господствующего в литературе определения права в его «узконормативном» характере. Для преодоления этого недо­статка предлагается включить в понятие права наряду с нормами также и правоотношения (С. Ф. Кечекьян, А. А. Пионтковский), правоотношение и правосознание (Я. Ф. Миколенко), субъективное право (JI. С. Явич). Эти и другие схожие предложения продиктованы интересами дальнейшего развития социалистической теории права, повышения практической действенности законодательства, его реализации, силения юридических гарантий прав и свобод личности, расширения профиля об­щеметодологических исследований в правовой науке.

  Отмеченную важную и актуальную проблематику, на наш взгляд, плодотворнее обсуждать в перспективе различения права и закона. Поэтому, отдавая должное - научной и практической значимости усилий приверженцев «широкой» концепции права, мы вместе с тем полагаем, что с точки зрения соотношения права и зако на их полемика против сторонников распространенного ныне определения права носит непринципиальный характер. И те, и другие по сути дела в своих теоретических построениях остаются в рамках законодательства. Те элементы, которые наряду с нормой права сторонники «широкой» концепции предлагают включить в понятие права (правоотношение, правосознание и субъективное право), являются в их конструкциях производными от нормы права, под которой имеется в виду норма законодательства. Кроме того, очевидна логическая несостоятельность перечисления в определении права наряду с нормой производных от нее явлений и признаков.

На наш взгляд, правовая норма, правовое отношение, правовое сознание и т. д. взаимно коррелятивны, подразумевают друг друга. Следовательно, неверным было бы трактовать одно из таких явлений (например, правовое отношение, правовое сознание) как следствие и производное от другого правового явления (например, правовой нормы).

Соотношение права и закона рассматривается сторонниками распространенного правопонимания лишь в плане характеристики закона как одной из внешних форм, или «юридических источников» права. Разумеется, и это различение — важный аспект соотношения права и закона, но он не исчерпывает всей богатой и многогранной проблематики и их взаимосвязи и соотношения. Более полный учет взаимосвязей свободы, права и закона будет содействовать преодолению волюнтаристских представлений о праве, обогащению трактовки права как социальной ценности и дальнейшему углублению понимания права как системы норм (мер) свободы, которые объективно обусловлены соответствующим способом производства и приобретают законную силу посредством их официального признания.

----------------------------

13 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 62. 

14 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 63.

15 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 162.

Конструктор сайтов - uCoz