Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4. Государство и право: РЖ / РАН. ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исслед. Отд. Правоведения. – М., 2009. - № 1.
2009.01.005. БОРНЕМАНН Б. ПОЛИТИЗАЦИЯ ПРАВА И ЮРИДИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ФЕДЕРАЛЬНЫМ КОНСТИТУЦИОНЫМ СУДОМ? НАБЛЮДЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ ОТНОШЕНИЙ ПРАВА И ПОЛИТИКИ И РОЛИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ СИСТЕМ.
BORNEMANN В. Politisierung des Rechts und Verrechtlichung der Politik durch das Bundesverfassungsgericht? Systemtheoretische Be- trachtung zum Wandel des Verhaltnisses von Recht und Politik und zur Rolle der Verfassungsgerichtsbarkeit // Zeitschrift fur Rechtssoziologie. - Stuttgart, 2007. - H. 1. - S. 75-95.
Федеральный конституционный суд Германии находится в двойственном положении: с одной стороны, он пользуется наибольшим доверием населения, с другой - подвергается постоянным нападкам и обвинениям в том, что он вершит не право, а политику. Научная критика действий Федерального конституционного суда идет в двух направлениях. Одни утверждают, что в связи с возрастающим числом обращений в Федеральный конституционный суд последний приобрел значение нормотворческого органа, что ослабляет позиции законодательной власти. С точки зрения других, Федеральный конституционный суд превратился в арену политических боев. Оппозиция пытается с его помощью отстоять свои требования, а законодательный орган зачастую бездействует и вместо принятия нормативного акта перекладывает на плечи суда как принятие непопулярных решений, так и ответственность за них. Оба направления критики развивают гипотезу о том, что Федеральный конституционный суд способствует политизации права и юридизации политики. Слабость этих дискуссий в том, что в них не приводятся четкие определения политизации права и юридизации политики, отмечает автор. Чтобы понять теоретические возможности политизации права и юридизации политики, следует обратиться к теории систем Никласа Лумана (Niklas Luhmann).
С точки зрения этой теории утверждения о политизации права и юридизации политики означают изменения в отношениях двух функциональных систем: права и политики. Политика и право, по
17
Луману - это две функционально дифференцированные подсистемы общества. Отличительным признаком такой подсистемы является то что она самостоятельно определяет себя, свою идентичность и исполняет свою функцию, которую не может исполнить никакая другая система. Таким образом, функциональная дифференциация подчеркивает как неравенство подсистем (т.е. невозможность дублировать функции друг друга), так и их равенство (т е отсутствие иерархии среди подсистем). Особым достижением современного общества и особой угрозой ему является оперативная закрытость, самовоспроизводимость и самопорождение («аутопойесис») функциональных систем. Каждая функциональная система пользуется своим двоичным кодом, определяющим позитивные и негативные ценности, на которые направлены коммуникации системы. Каждая система обладает своим исключительным кодом. Все операции системы могут производиться только в соответствующем двоичном коде, что определяет закрытость и самопорождение системы.
Следовательно, согласно теории Лумана, взаимоотношения политической и правовой систем не образуют иерархии. Обе эти системы являются равными подсистемами системы общества. Поэтому процессы политизации права и юридизации политики не являются изменениями, проводимыми на более высоких ступенях иерархии. Неравенство права и политики проявляется в функциях, которые они выполняют для системы общества. Каждая из них и только она одна выполняет особую функцию и структурирует свои операции и коммуникации через бинарный код. Так, функция политической системы - это подготовка ресурсов для принятия общеобязательных решений. Политическая система использует двоичный код - наличие власти/отсутствие власти. Функция правовой системы - устройство и стабилизация правовых ожиданий. Двоичный код правовой системы - это различие между правом и неправом. Согласно Луману, прямые коммуникации (в смысле обмена информацией) между системой и ее окружающей средой невозможны. Система может воспринимать свою окружающую среду только в рамках своего двоичного кода. Таким образом, каждая система создает для себя полную конструкцию действительности, действующую только для этой системы, что исключает возможность прямого обмена информацией между подсистемами, так как
18
каждая из подсистем является частью окружающей среды другой подсистемы (политическая система - часть окружающей среды правовой системы и наоборот). Поэтому и право, и политика в принципе понимают лишь себя. На этом уровне речь идет только о понимании или непонимании, но не о понимании в большей или меньшей степени. Исходя из этого тезис о юридизации политики и политизации права не может быть представлен как сближение двух функциональных систем в смысле увеличения возможностей прямого обмена информацией и «улучшения взаимопонимания».
Однако оперативная закрытость отдельных систем совсем не означает, что они не могут контактировать и опосредованно воздействовать друг на друга. Речь идет о структурном сцеплении функциональных систем. Концепция структурного сцепления позволяет закрыть белые пятна в теории, появившиеся вследствие введения понятия самопорождающейся системы, не способной на прямые коммуникации с другими системами. Подсистемы общества одновременно независимы и зависимы друг от друга. Они независимы на оперативном уровне и зависимы, когда речь идет о явлениях, которые им приходится обрабатывать.
Несмотря на то что системы связаны структурным сцеплением, последние не являются одинаковыми. Особенно многообразно структурное сцепление права и политики, примером которого, как отмечал Луман, является конституция. Конституция дает возможность политике политически контролировать право, а праву - юридически контролировать политику. Таким образом, конституция делает возможными оценку общеобязательных решений с точки зрения кода право/неправо и применение права для реализации общеобязательных решений. С помощью конституции можно установить, что право формируется политикой, а политика проводится при условии соблюдения права.
Концепция структурного сцепления делает возможным описание обмена информацией общественных функциональных систем, не ставя под сомнение их самовоспроизводимость и функциональную ориентацию, что помогает уяснить тезис о политизации права и юридизации политики. Однако прежде необходимо проанализировать положение конституционного судопроизводства в концепции структурного сцепления. Луман отмечал, что конституционный суд - это такая организация, в которой структурное сцеп-
19
ление проявляется в очень концентрированной форме. Роль организаций в функциональной системе - осуществление коммуникаций. Политическая система сама не принимает общеобязательных решений, она только готовит ресурсы для принятия решений политическими организациями. Таким образом, организация фактически исполняет функцию, принятия решений. Следовательно, существование организаций - это условие, при котором возможна функциональная дифференциация общественных подсистем. Организации необходимы также для обмена информацией между дифференцированными подсистемами. Организации, в отличие от функциональных систем, могут быть ориентированы на операциональные логики нескольких систем. Иными словами, организации - это место, где происходит структурное сцепление. Только при условии существования организаций можно говорить об общности обмена Информацией между подсистемами как об обществе. W Говоря о конституционном суде как об организации для структурного сцепления функциональных систем права и политики, следует иметь в виду, что конституционный суд может действовать в обеих этих системах. Именно эта возможность действовать в двух системах чаще всего ставится конституционному суду в вину. Кельзен усматривал в решениях конституционного суда «элемент осуществления власти». Он считал, что закон передает судье право осуществления правотворчества, которое придает судебной функции политический характер.
Как Кельзен, так и Луман подчеркивали необходимость принятия судом материальных решений. Принятие судом решений связано с созданием правовых норм, так как применение норм включает в себя нормотворчество. Однако из этого общего тезиса Кельзен и Луман делали разные выводы. Кельзен видел в нормотворчестве политическое начало и квалифицировал судебные решения как политические. Луман, напротив, утверждал, что решение принимается между правом и неправом, а значит, в правовой системе. Тем не менее с точки зрения теории систем конституционное судопроизводство можно рассматривать как организацию, действующую в политической системе. Причины этого лежат не в области практики принятия судом решений, а в особом положении и специфических функциях конституционного суда. Во-первых, конституционный суд должен выносить вердикт о конституцион-
20
ности решений, принятых судами высших инстанций. Во-вторых, он должен квалифицировать как конституционные или неконституционные решения, принятые правительством и парламентом, т.е. центральным демократическим непосредственным и легитимным представителем народа. В этом случае конституционный суд неизбежно вторгается в политические решения другого высшего государственного органа.
Однако политическая функция конституционного суда не должна отвлекать нас от того, что конституционный суд в то же время исполняет правовую функцию, т.е. формирует и стабилизирует правовые ожидания. Более того, конституционный суд исполняет политическую функцию посредством правовой функции: он формирует нормативные ожидания общеобязательных решений. Политическая функция конституционного суда по сравнению с другими организациями политической системы сильно ограничена. Федеральный конституционный суд не может принимать решения по собственной инициативе.
В заключение автор отмечает, что несмотря на политическую функцию конституционного суда можно обоснованно утверждать, что в своей деятельности он использует не коммуникативные средства власти, а коммуникативные средства права. Он исполняет как правовые, так и политические решения, но основывается при этом исключительно на двоичном коде правовой системы. Таким образом, на примере конституционного суда становится понятным, что функции систем остаются неизменными: несмотря на политизацию право остается правом, а политика — политикой.
21
В.Н. Гиряева